(выдох).
2.Основная часть.
Работа с басней.
- Очень хорошо, когда в семье все любят друг друга, но иногда происходят неприятности, раздоры, неурядицы.Прослушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Словарь.
Невестка- жена сына.
Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.
Батюшка- отец.
Матушка- мать.
Беседа по содержанию басни.
- Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение
- Я почувствовал…(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
- Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?
Назовите главных героев (Ответы детей: дед, Миша, невестка и ее муж)
-Какая тема объединяет героев басни? (друзья, семья, гости)
-Что такое семья?
Какую семью называют дружной?
-Охарактеризуйте эту семью, кто входит в состав семьи, какие у них взаимоотношения? Можно ли назвать ее благополучной?
-А ваша семья какая?
-Как чувствует себя человек в благополучной семье?
- Ребята, вернёмся к нашему произведению:
Пожалуйста подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?
-На сколько частей можно разделить произведение?
(Можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй - о том, как сын проучил родителей)
--Почему деда не сажали за стол? (Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой)
-Что случилось во время обеда за печкой? (Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее)
-А почему дед уронил и разбил чашку? (Потому что он был очень старый, плохо видел)
-Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? (Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке)
-Правильно ли поступила невестка? Почему? (Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку)
А что же можно сказать о сыне деда? Какай он?
Почему он не заступился за своего родного отца? (Ответы детей: он бездушный ,слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
-вторая часть произведения
-Зачем Миша делал лохань? ( Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми)
-Как можно назвать поступок Миши? (поучительный, умный).
Почему родители Миши заплакали? (Им стало стыдно за то, что они так обижали старика)
-Чему Миша научил родителей? (Сынишка преподнёс им урок!
как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).
- Как после этой истории стали относиться к дедушке? (Стали сажать его за стол и ухаживать за ним)
- Как, вы думаете, о чем это произведение?
Так чему же научил нас рассказ? Конечно же бережному отношению к семье, к родным. Мы должны беречь и любить их. А у кого живы бабушки и дедушки, проявляйте заботу и внимание к ним.
Благодарю вас за работу на занятии.
А тепер немножко отдохнем.
Речь с движением «Дед»
ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ- ЭТО ДЕД, руки прислонить ладонями к груди
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ руки в стороны, затем опять к груди
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ ходьба на месте, «закидывание» удочки
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ: изображают скольжение на коньках
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ, изображают копание, побелку
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ: обе руки вперёд, большой палец вверх
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!
Ребята, сейчас дети покажут нам рассказ Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек "разыгрывают сценку по рассказу. (Кто-нибудь из детей делает вывод: старших надо уважать.
- Какой жанр литературы создаётся с этой целью? (Басня)
- Что такое басня? (учит нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни).
- Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
- Послушайте ,пожалуйста,пословицы. Выберете ту, которая наиболее подходит к нашей басне.
• Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Вся семья вместе, и душа на месте.
Не смейся над старым — сам будешь стар.
Придет старость — придет и слабость.
И новая песня – стареется.
(Высказывают свое мнение, приходим к выводу, что все пословицы в той или иной мере подходят к нашему тексту.)
Рефлексия
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашей группе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.
– А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
– Давайте составим пожелания о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.
– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее?
Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:
• оказывать уважение, выражать любовь, проявлять заботу
• оказывать помощь,проявлять послушание,
• говорить добрые слова, быть чуткими, внимательными,
• оказывать поддержку, проявлять сострадание
(Дети зачитывают и крепят листики к дереву)
Видите наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,
Что вы постигли важную мудрость «Чти отца своего и мать свою»
А ещё хочу раздать каждому из вас сердечки как символ любви в семье.Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
3.Заключительная часть.
Домашнее задание
Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.
Принимают к сведению