Экологический проект «Обитатели Каспийского моря»
05.03.2021
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение « Детский сад» №8.
Экологический проект
«Морские обитатели Каспийского моря».
Воспитатель: Вурдиханова Татьяна Рамазановна
г. Махачкала.
Экологический проект «Обитатели Каспийского моря»
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
По количеству участников: коллективный.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Актуальность проекта:
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели Каспийского моря».
Задачи проекта:
• Расширять представления детей о морских обитателях;
• формировать желание пользоваться специальной терминологией;
• формировать навыки поисковой деятельности, развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
• использовать различные нетрадиционные художественно-графические навыки;
• развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
• воспитывать бережное отношение к природе, учить охранять окружающую среду.
Предполагаемый результат:
• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• знать о взаимосвязи с другими обитателями;
• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
• составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Этапы реализации проекта:
1. Этап - погружение в проект.
1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по теме. Беседа «Обитатели моря» (уточнение представлений у детей об обитателях моря).
2. Этап – разработка проекта.
• Разработать план проекта.
• Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
• Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
• Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
3. Этап – реализация проекта.
Осуществление совместной деятельности детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
Познавательная деятельность.
• Беседа: «Какие разные моря»
• Беседа: « Морские профессии»
• НОД «Наш волшебный мир»
Опытно-экспериментальная деятельность
Цель: Формировать навыки поисковой деятельности. Развивать познавательный интерес. Учить охранять окружающую среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения. Познакомить с условиями жизни морских животных и растений.
• НОД «Море в опасности»
Художественно-речевая деятельность
Цель: формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, учить выделять главную мысль произведения. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родному краю.
• Чтение стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», И. Токмакова «Где спит рыбка?»
• Чтение сказок: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Н. Шемякина «Сказка про кита», А. Кизим «Краб путешественник»
• Чтение рассказов: Л. Н. Толстой «Акула», А. Синичкин, К. Конфеткин «Приключения дельфинчика и его друзей»,С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Косова «Азбука подводного мира»
• Загадывание загадок о морских животных
• Обсуждение пословиц и поговорок: « Нем как рыба», «Плавает как рыба в воде», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Кругом вода, а с питьём беда»
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Чайка», « Рыбки»
•
Музыкально – театрализованная деятельность
Цель: учить слушать различные музыкальные произведения, импровизировать, развивать ритмику движений. В театрализованной деятельности развивать творческие, коммуникативные, актёрские способности. Формировать интонационную выразительность речи, учить соответствовать выбранной роли.
• прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту»
• разучивание песни « Веселый ветер» Сл. Лебедева – Кумача, муз. И. Дунаевского
• Дебюсси К. «Море», «Разговор ветра с морем»
• Равель М. «Игра воды»
• П. Мориа «Голубая вода»
• Показ кукольного театра сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» на современный лад.
Художественно-эстетическая деятельность
Цель: Учить сопереживать художественному образу пейзажных картин, соотносить его настроение со своим, видеть средства выразительности картины, используемые художником для передачи чувств и настроений. Слушать рассказы-описания его картин воспитателем, дополняя и отвечая на вопросы, побуждать высказываться о впечатлениях при рассматривании репродукций картин, какие чувства они вызвали. Формировать эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, учитьвнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой живешь.
Рассматривание:
• презентацию картин Марка Сузино «Подводный мир»
Продуктивная деятельность
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
• Оригами «Морские рыбки»
• НОД по лепкепластелинография «Необыкновенные рыбки»
• НОД по изобразительной деятельности «Дельфины» (техника рисования на влажной бумаге)
• НОД по аппликации «Морские волны» (техника объёмной аппликации)
Игровая деятельность
Подвижные игры
Цель: обучение основным видам движения - прыжки, бег, ходьба. Развитие координации движений, гибкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве, работать в коллективе.
• «Море – суша»
• «Акула и рыбаки»
• «Море волнуется»
• «Капитан, корабль, рифы»
• «Удочка»
• «Рыбаки и рыбы»
• «Невод»
• «Крабы»
Сюжетно – ролевые игры:
Цели и задачи:
Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре.Закреплять представления детей о профессиях взрослых.Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом. Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас детей, развивать воображение и фантазию.
Коррекционные игры
Цель:Формировать зрительные представления о растительном и животном мире моря, со стадиями развития и роста рыб. Развитие ориентировки в малом замкнутом пространстве, прослеживающей функции глаза, фиксации взора,
сложной формы зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного внимания, повышение уровня зрительного анализа и синтеза, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
• Лабиринты «Дельфин плывёт на день рождения рыбки»
• Шнуровка «На морском дне»
• «Поймай рыбку», «Удочка»
• Пазлы «Юный натуралист» «Что сначала, что потом» (изображающие стадии развития рыб)
• Чей силуэт
• Целое из частей: «Дельфин», «Краб».
• «Найди одинаковые рыбки и соедини их линиями»
• «Составь узор из морских камешков»
• «Танграм», «Колумбово яйцо» - составление рыбок, лодок.
• «Найди отличия»
• «Обведи через кальку», «Рисование по трафарету» морских обитателей.
• «Мозайка».
Дидактические настольно-печатные игры:
Цель: Уточнить и закрепить знания детей об обитателях моря. Развивать внимание, зрительную память, мышление, быстроту реакции, находчивость, умение доказывать правильность своего суждения.
• «Остров сокровищ»,
• «Морское путешествие
• «Путаница»
• «Где мой домик?»
• «Четвёртый лишний»
• Найди клад по карте»
Дидактические словесные игры:
Цель: Закреплять знания о рыбах. Развивать умение описывать обитателей моря, обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
• «Назови одним словом»
• «Опиши животное»
• «Отгадай загадку»
• «Найди животное по описанию»
• «Чьи детки?»
• «Без чего не бывает моря?»
• «Что любит море?»
• «Инопланетянин»
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Цель: Развивать двигательную активность, умение соревноваться в скорости, ловкости, выносливости, проявление чувства товарищества и взаимопонимания. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.
Физкультурный досуг: «Морское путешествие».
Совместная работа с родителями
• Творческий продукт изобразительной деятельности дети-родители «На морском дне»
4 этап. Продукт проектной деятельности
Викторина «В гостях у Нептуна».
По итогам реализации проекта была проведена презентация на родительском собрании, педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлена выставка творческих работ, выполненная в разной технике, «На морском дне» совместной деятельности детей и их родителей.