Экологический проект «Обитатели Каспийского моря»

05.03.2021

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение              « Детский сад» №8.

             

Экологический проект

 

                                                                            

«Морские обитатели Каспийского моря».

 

 

 

 

                                                                           Воспитатель:    Вурдиханова  Татьяна  Рамазановна

       

г. Махачкала.

 

Экологический проект  «Обитатели Каспийского моря»

 

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

По количеству участников: коллективный.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Актуальность проекта:

    На сегодняшний  день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели Каспийского моря».

Задачи проекта:

•        Расширять представления детей о морских обитателях;

•        формировать желание пользоваться специальной терминологией;

•        формировать навыки поисковой  деятельности, развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

•        развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

•        использовать различные нетрадиционные художественно-графические навыки;

•        развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

•        воспитывать бережное отношение к природе, учить охранять окружающую среду.

 

  Предполагаемый результат:

•        владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

•        иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

•        знать о взаимосвязи с другими обитателями;

•        иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

•        сформировать первоначальные навыки  экологически грамотного  поведения в природе;

•        составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием  опорной схемы.

Этапы реализации проекта:

1. Этап - погружение в проект.

1. Выбор темы.

2. Обозначение проблемы.

3. Изучение методической литературы по теме. Беседа «Обитатели моря» (уточнение представлений у детей об обитателях моря).

2. Этап – разработка проекта.

•        Разработать план проекта.

•        Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

•        Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

•        Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

3. Этап – реализация проекта.

Осуществление совместной деятельности детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Познавательная деятельность.

•        Беседа: «Какие разные моря»

•        Беседа: « Морские профессии»

•        НОД «Наш волшебный мир»

Опытно-экспериментальная деятельность

 Цель: Формировать навыки поисковой деятельности. Развивать познавательный интерес. Учить охранять окружающую среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения. Познакомить с условиями жизни морских животных и растений.

•        НОД «Море в опасности»

Художественно-речевая деятельность

Цель: формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, учить выделять главную мысль произведения. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родному краю.

•        Чтение стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», И. Токмакова «Где спит рыбка?»

•        Чтение сказок: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Н. Шемякина «Сказка про кита», А. Кизим «Краб путешественник»

•        Чтение рассказов: Л. Н. Толстой «Акула»,  А. Синичкин, К. Конфеткин «Приключения  дельфинчика и его друзей»,С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Косова «Азбука подводного мира»

•        Загадывание загадок о морских животных

•        Обсуждение пословиц и поговорок: « Нем как рыба», «Плавает как рыба в воде», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Кругом вода, а с питьём беда»

•        Разучивание пальчиковой гимнастики «Чайка», « Рыбки»

•         

                  Музыкально – театрализованная деятельность

Цель: учить слушать различные музыкальные произведения, импровизировать, развивать ритмику движений. В театрализованной деятельности развивать творческие, коммуникативные, актёрские  способности. Формировать интонационную выразительность речи, учить соответствовать выбранной роли.

•        прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту»

•        разучивание песни «  Веселый ветер» Сл. Лебедева – Кумача, муз. И. Дунаевского

•         Дебюсси К. «Море», «Разговор ветра с морем»

•         Равель М. «Игра воды»

•        П. Мориа «Голубая вода»

•        Показ кукольного театра сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» на современный лад.

                       Художественно-эстетическая деятельность

Цель: Учить сопереживать художественному образу пейзажных картин, соотносить его настроение со своим, видеть средства выразительности картины, используемые художником для передачи чувств и настроений. Слушать рассказы-описания его картин воспитателем, дополняя и отвечая на вопросы, побуждать высказываться о впечатлениях при рассматривании репродукций картин, какие чувства они вызвали. Формировать эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, учитьвнимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой живешь.

Рассматривание:

•        презентацию картин Марка Сузино «Подводный мир»

Продуктивная деятельность

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

•        Оригами «Морские рыбки»

•        НОД по лепкепластелинография «Необыкновенные рыбки»

•        НОД по изобразительной деятельности «Дельфины» (техника рисования на влажной бумаге)

 

•        НОД по аппликации «Морские волны» (техника объёмной аппликации)

Игровая деятельность

Подвижные игры

Цель: обучение основным видам движения - прыжки, бег, ходьба. Развитие координации движений, гибкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве,  работать в коллективе.

•        «Море – суша»

•        «Акула и рыбаки»

•        «Море волнуется»

•        «Капитан, корабль, рифы»

•        «Удочка»

•        «Рыбаки и рыбы»

•        «Невод»

•        «Крабы»

Сюжетно – ролевые игры:

Цели и задачи:

Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре.Закреплять представления детей о профессиях взрослых.Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом. Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас детей, развивать воображение и фантазию.

                                             Коррекционные игры

Цель:Формировать зрительные представления о растительном и животном мире моря, со стадиями развития и роста рыб. Развитие ориентировки в малом замкнутом пространстве, прослеживающей функции глаза, фиксации взора,

 

сложной формы зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного внимания, повышение уровня зрительного анализа и синтеза, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

•        Лабиринты «Дельфин плывёт на день рождения рыбки»

•        Шнуровка «На морском дне»

•        «Поймай рыбку», «Удочка»

•        Пазлы «Юный натуралист» «Что сначала, что потом» (изображающие стадии развития рыб)

•        Чей силуэт

•        Целое из частей: «Дельфин», «Краб».

•        «Найди одинаковые рыбки и соедини их линиями»

•        «Составь узор из морских камешков»

•        «Танграм», «Колумбово яйцо» - составление рыбок, лодок.

•        «Найди отличия»

•        «Обведи через кальку», «Рисование по трафарету» морских обитателей.

•        «Мозайка».

                 Дидактические  настольно-печатные игры:

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об обитателях моря. Развивать внимание, зрительную память, мышление, быстроту реакции, находчивость, умение доказывать правильность своего суждения.

•        «Остров сокровищ»,

•        «Морское путешествие

•        «Путаница»

•        «Где мой домик?»

•        «Четвёртый лишний»

•        Найди клад по карте»

                        Дидактические словесные игры:

Цель: Закреплять знания о рыбах. Развивать умение описывать обитателей моря, обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

•        «Назови одним словом»

•        «Опиши животное»

•        «Отгадай загадку»

•        «Найди животное по описанию»

•        «Чьи детки?»

•        «Без чего не бывает моря?»

•        «Что любит море?»

•        «Инопланетянин»

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Цель: Развивать двигательную активность, умение соревноваться в скорости, ловкости, выносливости, проявление чувства товарищества и взаимопонимания. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.

Физкультурный досуг: «Морское путешествие».

                         Совместная работа с родителями

•        Творческий продукт изобразительной деятельности дети-родители «На морском дне»

 

4 этап. Продукт проектной деятельности

Викторина  «В гостях у Нептуна».

По итогам реализации проекта была проведена презентация на родительском собрании, педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлена выставка творческих работ, выполненная в разной технике, «На морском дне» совместной деятельности детей и их родителей.